О сайте

Всем доброго времени суток! Я, Вячеслав Юрьевич, или просто В.Ю. приглашаю Вас в свой блог. Почему блог так называется? Я дедушка и, как все деды, люблю поговорить о былом и поучить молодёжь. Читайте мои посты с советами обо всём, а особенно о здоровье. До новых встреч!

четверг, 19 апреля 2012 г.

Медь не дружит с алюминием.

                                                                             Проблемы дачной электрики.

 «Медь с алюминием нельзя соединять вместе, тем более в скрутке, но если очень хочется, то на короткое время можно», - говорил мне отец, соединяя электропроводку от столба к дому. Сделали и забыли, да и времени прошло совсем мало, всего то 15 лет, да только из-за такого соединения жена пропустила сериал, а я лишнюю рюмашку, чтобы успокоиться. В моём возрасте нельзя волноваться. «Широкую на широкую» – все знают, кого ни спроси, вот и мне теперь остаётся  кричать: « Медь с медью, алюминий с алюминием!»

  Весна в этом году задержалась. В конце марта снег даже ещё и не думал таять. Целый час расчищали ворота, чтобы машина заехала на участок. В печке уже потрескивали дрова,  тепловентилятор нагревал кухню, угрожающе шипел на столе электрочайник. Зачем жена потянулась к кнопке включения телевизора?  На природу приехали, хоть от телевизора отдохните! Нажала…., и полная тишина воцарилась в доме. Пробки, наверно, отключились, подумал я, и, проваливаясь в снег, пошёл проверять электрику. Но электрика оказалась исправной, если не считать два единственных соединения, о которых 15 лет назад предупреждал отец. Раскрывать тайну скрутки, путём снятия изоляции,  не хотелось, не верилось, что в ней дело,  всё-таки 15 лет служила исправно. На всякий случай, встав на подоконник, я с помощью плоскогубцев постучал и поджал через изоляцию контактное соединение. Бесполезно, такое чувство, что напряжения нет. Неужели на столб придётся забираться, а это уже целая тема, из-за меня теперь всем отключат электричество.  Как не странно, местного электрика я сразу нашел и он меня успокоил.
  - Медь с алюминием нельзя соединять вместе, скорее всего у вас такое соединение. После зимы, как правило, контакт нарушается, образуется термопара и идёт химическая реакция с выделением солей, которые не проводят ток.
 Мне пришлось прервать разговор, хоть в выходные отдохнуть от умных речей.
   - Да, я знаю, у меня есть одно единственное такое соединение, медь с алюминием надо соединять через контактные  разъёмы, но очень хотелось…
 Вспомнил я фразу отца, и, попрощавшись, пошёл готовиться к операции. Нет, с электриком только попрощался.
Обмотавшись, для страховки, верёвками в два слоя, стоя на подоконнике фронтального окна,  радуясь, что снегу внизу выше колен, падать будет не больно, приступил к операции. Вместо проводов под изоляцией обнаружил сахарную сосульку, как такое могло случиться? Стал распутывать заиндевевший клубок, и скрутка ожила, зашипела, затрещала, задымилась. Я обрадовался, на столб лезть не придётся, ток есть! Диагноз установлен, теперь можно приступить к операции.
Вновь зачищенные провода я скручивал вместе и говорил сыну: «Медь с алюминием нельзя соединять вместе, такое соединение опасно, плохой контакт нагреет изоляцию и она может загореться, а от неё и дом может сгореть. Сделаем временно, а в следующий раз обязательно разъёмы поставим».
 Самое простое решение, купить два  сжима-ответвителя, два орешка, 35/25 мм, по цене приемлемо (30 руб.). Фото 1 и 2.


Два  сжима-ответвителя, два орешка, 35/25 мм


 Было желание купить прокусываюжие разъёмы, в этом случае с проводов не надо снимать изоляцию, сама операция прошла бы быстрее, но цена конструкции превышала первую в 10 раз!  Два литровых пузыря водки!! Сдались мне такие разъёмы!
 Третий вариант. Алюминиевые провода снижения крепятся к изоляторам дома или на траверсе крепятся к крюку, закреплённому на доме. Обычно на этом заканчивается монтаж воздушных сетевых линий. К зачищенным от изоляции концам проводов, скруткой соединяются аналогичные провода, которые через дополнительную изоляцию проходят в дом через трубку ввода, и крепятся к сдвоенному автоматическому выключателю. От выключателя разводка уже идёт медными проводами, как правило, первоначально подходит к счётчику, который расположен в удобном месте. Дополнительная автоматическая защита до счетчика не помешает. В моей практике был случай, когда провода замкнулись до щитка со счетчиком и предохранителями.





6 комментариев:

  1. Дорогой В.Ю.! Прочитал Вашу историю с интересом. Но ощущение, что шел, шел и как будто не заметил стеклянную дверь. Удар. Стоп! Прекратить движение!
    Ну нельзя так внезапно заканчивать повествование.
    Заключение так же важно, как и вступление.
    Извините, что даю Вам, умудрённому жизненным опытом. незаурядному, что видно невооружённым глазом, человеку, свои советы!
    Но публикации в блоге, как я думаю, дают мне, всё же, право высказывать своё мнение, в виде предусмотренных для этих целей, комментариях.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Владиленович! Спасибо за посещение и комментарий. Совет совершенно верный, я полностью согласен. Статья на самом деле не дописана, как и весь блог. Я подготовил рисунки, фотографии, просто не успел всё оформить, торопился, беспокоился за других дачников. Сейчас начнется массовый выезд на садовые участки, а такая проблема, которая возникла у меня, может появиться и у других. А ведь причина пожаров в большинстве случаев - это неисправность электрики. Одно дело теория, её все знают, но на практике иногда поступают как проще, что приводит к ошибкам. Вот и в прошлом году в нашем товариществе сгорел дом из-за того, что был неисправен холодильник. Не секрет, что бытовые приборы, которые привозят на дачи, уже отслужили свой срок.
    Отключили на короткое время всему товариществу электричество, а когда включили, то в электронике холодильника что-то не заладилось и загорелось, дом не успели потушить. Еще раз спасибо, заходите, комментируйте, я всегда рад общению. До скорой встречи!

    ОтветитьУдалить
  3. Сейчас есть очень хорошие пружинные клеммы Wago, они заполнены антикоррозионной смазкой внутри, так что окисления можно не бояться. Кроме того, благодаря пружине не будет проблем с "текучестью" алиминия. В общем, рекомендую!
    Не уверен, правда, что на ввод в дом можно такие использовать- там ток максимальный ни то 10, ни то 16 ампер.

    ОтветитьУдалить
  4. Александр спасибо за комментарий.
    Клеммы WAGO я тоже попробовал, понравились, стал рекомендовать, но только для разводки освещения, там токи меньше. Сам предпочтение отдаю скрутке, чтобы потом не вспоминали меня. Об этом написал в разделе «электрика», там одна единственная статья, туда никто не заходит, поэтому я её забросил. Зайдите туда, интересно узнать Ваше мнение.
    Ещё раз спасибо.

    ОтветитьУдалить
  5. Юрьич, хорошая статья... но... зачем, при обнаружении подобной проблемы, делать двойную работу? Скрутку, затем после приобретения описанных девайсов, снова лезть на стремянку (подоконник, столб, крышу)? Не проще ли воспользоваться содержимым "волшебного" ящичка (баночки, коробочки, сундучка), который наверняка имеется в хозяйстве настоящего дачника...
    Элементарно - пара винтов (болтов), пара гаек и шесть шайбочек - одна шайба под головку винта, вторая под гайку и третья между медью и алюминием, повторить на втором соединении. Заизолировать. Всё. :-)

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Олег. С возрастом я пришёл к выводу, что поспешать надо медленнее. На морозе пальцы стынут, да и изоляция тоже. Вот дождался тепла и починил проводку.

    ОтветитьУдалить