О сайте

Всем доброго времени суток! Я, Вячеслав Юрьевич, или просто В.Ю. приглашаю Вас в свой блог. Почему блог так называется? Я дедушка и, как все деды, люблю поговорить о былом и поучить молодёжь. Читайте мои посты с советами обо всём, а особенно о здоровье. До новых встреч!

понедельник, 12 ноября 2012 г.

Цветомузыкальная установка на лампах дневного света.

 Часть первая.  О былом.
  В 80-х годах после фильма «Экипаж» цветомузыкальными установками увлеклись многие. Я тоже понял, чтобы быть лётчиком вовсе не обязательно поднимать в небо самолёты, достаточно сделать цветомузыкальное устройство. Хорошее было время, необходимых радиодеталей, к примеру тиристоров, не было, и это побудило меня сотворить из того, что доступно. Доступную схему на лампах дневного света я обнаружил в журнале «Радио» № 9. 1966. На тот момент она мне показалась сложной, почти как половина телевизора, но желание летать было настолько сильным, что я решил не останавливаться. Тем более на тиристорах все собирают, а вот на радиолампах, которые модулируют лампы дневного света!?
Схема цветомузыкальной установки. Журнал "Радио" 1966  09.

Очень хотелось попробовать,  хотя бы как один канал будет работать, тем более возгласы, что они только от стартёров включаются, были повсеместно.
 За один вечер собрал на полу схему для одной лампы, запитав её сразу от нескольких трансформаторов, взяв управление из радиотрансляционной сети. Не раз у меня вылетали пробки, но это меня не останавливало.
 Внимание! Те, кто не прошёл инструктаж по технике безопасности при работе на установках до 1000 вольт, просьба покинуть страницы!
 Всё получилось за один вечер! Окрыленный успехом я купил сетевой трансформатор от цветного телевизора (та ещё громадина), дополнил коллекцию ламп 6П3С и начал сборку 4-х независимых каналов для ламп ЛБ20. Даже отец, увидев, как лампа «разговаривает» на полу в такт говорушки, помог мне с корпусом и с освещающей арматурой. Наспех помазав ватным тампоном, смоченным акварельной краской лампы (такой краситель хорошо пропускал свет), я, оставляя на телефонной трубке следы от грязных рук, похожие на поцелуи, (красный цвет у меня был доминирующим, он лучше всего реагировал на низкие частоты) уже назначал первые пробы.


 Примерно так выглядела моя первая цветомузыкальная установка. Обратите внимание на разъём, он сделан из радиолампы, вот такая была экономия. На самом деле это уже звуковая карта на 4 канала к компьютеру, переделанная из бывшего устройства. Такой усилитель был сделан мною в воспитательных целях, хотел привить детям любовь к качественному звуку, когда они увлекались компьютерными играми.

 Терпеть не могу ремонт, всего-то кухню решили отремонтировать, а теперь весь коридор заставлен… Нет, ремонт – это как операция, почти как по живому…  Вот и вчера разбираясь на антресолях на жену из коробки посыпались старые фотографии.
 - Смотри, девчонки какие-то?
 Ну, чего отвечать-то, уж не помню ничего. Молча сложил всё в папку, отнёс в рабочий кабинет. Темным осенним утром на ощупь по заставленному коридору пробираюсь к рабочему столу, включаю подсветку в аквариуме и вижу на освещенном месте скомканную бумажку. Разворачиваю. Электрическая схема! Цветомузыкальная установка! Скорее даже не схема, а эскиз от руки: как было, как надо, как получилось. Два разделённых по частоте  канала на один стереоканал, таким образом, 4 канала или 4 лампы 6П3С.
  А сам думаю, неужели жена догадалась, нашла таки компромат?

Компромат.
 Не вздумайте ничего собирать по этой схеме, то есть по этому эскизу, это так давно было, может на рисунке ошибки, чего я там сотворил, надо всё проверить.
 Потом, со временем я сделал цветомузыкальную установку на тиристорах. Видел, как работают под музыку осветительные лампы накаливания и светодиоды, но та первая моя установка по цветовосприятию мне показалась одной из лучших.


 
 А ведь в настоящий момент лампы дневного света сильно преобразились: поменяли формы, стали малогабаритными, маломощными. Вот бы из них опять собрать компактную цветомузыкальную установку, разбавив цветовую гамму светодиодами. Тем более, сколько сломанных энергосберегающих ламп накопилось. Электрическая схема сгорает, а сама лампа целая, даже если у неё один из двух накалов перегорает, она всё равно в новом режиме ещё поработает.
  Устроившись уютно за столом, поздним осенним вечерком я решил запитать малогабаритную лампу дневного света. Один накал, одно пульсирующее отрицательное напряжение к аноду радиолампы 6П14П, одно постоянное положительное к лампе ЛБ 6…
                                                                   Бац!
И полная темнота. Я чего, опять в прошлом? Опять вернулся в юность! Пробираюсь по узкому коридору в тамбур включать автоматы, из кухни слышу голос жены:
 - Это у тебя там жахнуло, прямо на самом интересном.
Она сериал досматривает, значит, время настоящее.
 - У меня. Цветомузыку включил. Посадка прошла без влёта. Наверно, плюс с минусом перепутал, обычно так бывает, когда поздно…
Неужели меня это остановит!

Журнал радио 1966 09.

 В том же номере журнала на обложке есть схемы попроще. Я их тоже собирал.в молодости.

2 комментария:

  1. С точки зрения раетрорадиолюбительства - хороший материал. А фото - прекрасное. Сейчас так модно оформлять ламповую технику. Ждем продолжения!

    ОтветитьУдалить
  2. Вот ремонт на кухне доделаем...

    ОтветитьУдалить