О сайте

Всем доброго времени суток! Я, Вячеслав Юрьевич, или просто В.Ю. приглашаю Вас в свой блог. Почему блог так называется? Я дедушка и, как все деды, люблю поговорить о былом и поучить молодёжь. Читайте мои посты с советами обо всём, а особенно о здоровье. До новых встреч!

среда, 27 ноября 2013 г.

Юношеский военно-морской клуб АЛЫЕ ПАРУСА при ЦПКиО им Горького.

                                                                                                       1969 – 1971 годы.
  В те далёкие годы клуб находился на территории детского городка Юность на Ленинских (Воробьёвых) горах,  который через лесной массив сливался с парком Горького, но уже в 1970 году переместился в 2-х этажное строение на Пушкинской набережной.
  Если меня спросить помню ли я свою юность?  Уверен, что перегреется компьютер, заполняясь текстом воспоминаний.  Юность, благодаря памяти остаётся с нами и никогда не забывается, как и не забыт  руководитель клуба «Алые паруса» - женщина с необычайными организаторскими  способностями, сочетающая в себе строгость, любовь и желание  подготовить подростков к жизненным испытаниям. Имя её  Галина Валентиновна Войнова.
 Клуб существует и сейчас, он мой ровесник, а Галина Валентиновна осталась в моём сердце навсегда.
 Зима. Воскресное утро. Пять часов утра. Я тихо, чтобы никого не разбудить, крадусь к окну и включаю настольную лампу, условный сигнал, означающий, что скоро выйду из дома. Пока одеваюсь, уже вижу ответные сигналы в доме напротив,  значит уже не один.
 По ещё спящим, безлюдным улочкам, ватагой по скрипящему под ногами снегу движемся к станции метро Ленинские (Воробьёвы) горы, к первому поезду метро, следующего до станции Кропоткинская, к бассейну Москва под открытым небом. Первый сеанс начинается в 6 утра и длится 2 часа. Плаваем, барахтаемся прикрытые сверху молочным паром, поднимающимся из тёплой воды, до сморщенной кожи на пальцах рук, до посинения, но всё равно 2 часа это мало и совсем не хочется вылезать. Так по воскресным дням начинались практические занятия в клубе.
 В среду после уроков трамвайчик везёт нас на стрельбище, затерянное среди складов и заборов подземелье. Стрельба из малокалиберной винтовки – это не духовая игрушка, здесь собираются только серьёзные дяди.
 Два дня в неделю – занятия в самом клубе. Семафор, морские узлы, азбука Морзе….  Это только первый курс обучения, далее учёба по отделениям. Я был радистом отделения БЧ 4. Здесь всё по - взрослому. Вольтамперные характеристики, крутизна радиолампы… . Хотелось вникнуть в самую суть процесса работы радиоприёмника, усилителя, передатчика.  Занимались с нами студенты энтузиасты, радиолюбители-коротковолновики, бывшие курсанты клуба. Вот уже собраны и работают первые детекторные приёмники, мой оказался самым лучшим (я кое-как намотал катушку индуктивности, но в переводе это означает в навал, из-за этого получилась маленькая паразитная ёмкость, что обеспечило большую перестройку и количество принимаемых радиостанций).
 Первое занятие было в небольшой комнатке административного помещения детского городка Юность. Изучали устройство шлюпки: форштевень, ахтерштевень, шпангоуты, транец, уключины…
 Морские просторы, яхты, корабли, кто в наше время не мечтал о путешествиях, о морских походах.   Наш положительный настрой быстро передался другим,  маленькой комнатки оказалось недостаточно, и нам отвели помещение лектория. Это было одноэтажное деревянное здание, похожее на барак, а уже через год - двухэтажное строение бывшего женского монастыря на Пушкинской набережной, около Андреевского окружного железнодорожного  моста 1905 года, который в результате реконструкции Москвы сплавили  на 1,5км вниз  по течению реки.  На месте бывшего здания клуба тех лет теперь проходит 3-е окружное кольцо. Сам клуб переселился в соседнее 3-х этажное здание.
 Как только  Химкинский залив освобождался ото льда, нас уже ждали 6-ти вёсельные шлюпки -  ЯЛ-ы. Тяжёлые и неповоротливые в слабых ручонках они с каждым разом становились всё легче и легче.
 - Два - а – раз!  Два - а – раз!  Вёсла ровной линией проходят вдоль борта и, погружаясь  в воду, отталкивают её, тупой нос шлюпа, разрезая залив, создаёт волну. Эту массу уже не остановить, дома всё быстрее и быстрее плывут вдоль берега.
 - Табань! И грудью резко упираешься в весло, чтобы с силой начать грести в другую сторону…
 А как торжественно красиво выгладит шлюпка после команды «вёсла на валёк», когда вёсла, словно мачты корабля, подняты вертикально верх.
В зимние каникулы 1971 года в парке Горького я превращаюсь в будёновца. Шинель, красные петлицы, настоящая будёновка, правда,  деревянная сабля.  До трёх революций за день. Надо с криками «ура!» выбежать из толпы зрителей, смотрящих новогоднее представление, и, махая саблей вместе с остальными переодетыми курсантами клуба, прогнать прочь раздутых в шар, с цилиндрами на головах  буржуев, своих же переодетых ребят.  Весело всё же было.
 Парады и участия в концертах для ветеранов  фронтовиков. Как красиво мы ходили строем. Как долго тренировались, чтобы достичь совершенства.
 Вырученные от массовок деньги шли на обустройство летних лагерей. Первый летний лагерь (1970г) был на острове в Пестовском водохранилище. Был ещё лагерь (1971г) на берегу Иваньковского водохранилища, недалеко от станции Конаково. Походы на шлюпках по реке Созь и соревнования по гребле, участие в зарницах и в спортивных многоборьях, а главным достижением и наградой для лучших курсантов клуба была поездка в Кронштадт  для дальнейшей учёбы и практики на военном корабле.  Я не был лучшим, но зато  по чистке картошки мне теперь нет равных.
 Нас заметили и по телевидению  показали документальный фильм (1969-1970г.?) про клуб. 10 минут без рекламы, при условии, что функционировало только 5 программ телевидения – это было круто.
Родители восхищались, рассказывали всем знакомым: «Надо же, его по телевизору показали, во весь экран, на нём настоящая морская форма…».
Клуб развивался, оснащался списанными судовыми радиостанциями, корабельными приборами. На крыше появилась Г-образная антенна, и можно было послушать эфир на всех диапазонах.
 Клуб молодел, заполняясь новыми молодыми курсантами, а нам «дедам» так жалко было покидать его стены. Но о нас помнили и приглашали на торжественные собрания, посвященные очередной годовщине клуба.
Шли годы. Прогуливаясь с женой по набережной,  я нарочно выбирал дорогу, проходившую мимо клуба, слышал зычные команды и распоряжения Галины Валентиновны на плацу для тренировок, но подойти не решался, вдруг не узнает. Она всех помнила по имени и по фамилии.
 Я знаю, что встречусь с ней, она поможет перейти мне реку. Ох и влетит мне за то, что я видел, как продувают макароны, напильником затачивают якоря и собирают вёдрами пар над озером, чтобы суп получился наваристым. Правда на якорь я и сам бы повёлся. Думаю, она простит, она хоть была строгой, но очень доброй в душе и сильно нас всех любила.
 У мены сохранились фотографии тех лет, правда, не в лучшем состоянии, но какие есть.
Привет! Это я.


Разобрать вёсла!.

Летний лагерь.
Пестовское водохранилище.











Очередь за едой.

Нельзя без футбола

В летний полдень.

Табань!


Еды хватин на всех.
На перегонки ис парусом.


Камбуз. Пестовское водохранилище.



Иваньковское водохранилище.
Иваньковское водохранилище.













Собирали пар над озером?

Парад шлюпок.












Поход по реке Сось.


Сдача зачётов.
Я знаю кто в маске.


Деды в походном лагере. Река Сось.

А ещё я написал рассказ, посвящённый тем годам юности.





10 комментариев:

  1. Замечательно написано... Я сейчас руковожу этим клубом, после кончины Галины Валентиновны в 2007 году.
    Очень хочется разместить Ваш материал на сайте клуба и в группе В контакте. Это будет интересно нынешним ребятам, занимающимся в клубе. Как с Вами можно связаться? С уважением, Журавец А.В.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Александр. Большое вам спасибо, что продолжаете дело, начатое Галиной Валентиновной. Я знаю, какая это тяжёлая и трудная работа. Я за то, чтобы история клуба «Алые паруса» собиралась, а поэтому не вижу никаких проблем с переносом данного материала в сайт клуба «Алые паруса». Мой блог для всех на приёме. Моя почта harakterov@bk.ru

      Удалить
    2. Александр, добрый день! Мой отец Русин Олег Борисович в 70-х.был воспитанником Войновой, знал её лично. Воспитание Галины дало ему путевку в жизнь. Далее был черноморский флот, а потом работа в Северном речном порту в Москве (Речной вокзал).С отцом я пару раз ездил к Галине на встречу выпускников, бывал в клубе, стрелял в тире и удивлялся огромным торпедам. Мне тогда было лет 7-10.предлагаю сделать книгу выпускников. Если интересно - пишите a.rusin@gmail.com

      Удалить
  2. Здравствуйте, друзья! Я Игорь Костин (Гарик). Учился в клубе в 70-х годах. Близко знал Галину Валентиновну. Сейчас иногда общаюсь с ее дочкой и внучкой. Помню Валаев и Кожин. Летом выезжал в район Белого Городка (на Волге). Многие, к сожалению, уже "ушли" (Барон Андрей, Мухин...). Интересно, где сейчас Юдин?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Я тоже учился в клубе в 70-х годах. Также помню и Валаев и Кожин, Белий Городок и Конаково. Была такая тройка Музалев Антропов Юдин По поводу Мишки, слышал что у него после Афгана что-то случилось с психикой. Точнее не знаю

      Удалить
    2. Здравствуйте! Я Миха Симонов. Помню было! Знаю и помню!
      Мухин, Барон, Лаврентьев, Дураков, Елисеев, Волчонок, Фадеев, Максимка, Юдин... А тебя И.Костин помню с большой медной трубой! Валуев, Кожин, Белый городок, лагерь, индейцы, Кронштадт, Ленинград - было! Это было здорово!...

      Удалить
  3. Расправлены вымпелы гордо

    ОтветитьУдалить
  4. Всем доброго времени суток!
    Я много лет отдыхала рядом с лагерем у Белого городка! Кожин и Валаев и команды этих кораблей знала хорошо. Мы дружили. И Галину Валентиновну, конечно, знала! Я тогда юной совсем была. Так приятно хоть так убежать в прекрасное прошлое!
    С уважением.
    Марианна.

    ОтветитьУдалить
  5. Сергей Александрович Миненков7 февраля 2024 г. в 17:20

    Здравствуйте! Был воспитанником клуба Алые паруса 1985-86 гг. Тогда он находился в 3х этажном здании. Очень жалею, что по глупости ушел. незабываемые времена, особенно военно-спортивные лагеря. В 1985 году были на Волге то ли в Кимрах толи где-то в той стороне. В 1986 - на Оке под Серпуховым. Ищу выпускников того периода. Рад буду узнать побольше про него. Может, племянники вдохновятся ходить. Хотя и далековато с Университета ездить. моя почта worldfree@mail.ru

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый день Сергей Миненков. Пишет курсант Стушко Михаил. В 1985 I курс " Юнга" лагерь Белый Городок 1 смена. 1986 II курс лагерь на Оке. Ездил в ударную. Почта: stushko73@mail.ru

    ОтветитьУдалить